Каталог
Загрузка ...
Теги
Виниловые проигрыватели, пожалуй, являются наиболее старыми источниками сигнала эры Hi-Fi, а на музыке с виниловых пластинок выросло не одно поколение меломанов. Проигрыватели винила выпускаются многими компаниями, среди которых есть и гранды мировой индустрии, и небольшие специализированные компании.
В отличие от других аудиоустройств, проигрыв...
Виниловые проигрыватели, пожалуй, являются наиболее старыми источниками сигнала эры Hi-Fi, а на музыке с виниловых пластинок выросло не одно поколение меломанов. Проигрыватели винила выпускаются многими компаниями, среди которых есть и гранды мировой индустрии, и небольшие специализированные компании.
В отличие от других аудиоустройств, проигрывали виниловых дисков являются очень "капризными" в изготовлении с "механической" точки зрения.
Подкатегории
Основные конструктивные узлы проигрывателя, привод диска и тонарм со звукоснимателем, должны быть сконструированы и выполнены таким образом, чтобы обеспечить стабильное считывание звуковой дорожки грампластинки. Если в CD плеере нестабильности работы сервомеханизма можно компенсировать с помощью электронных систем коррекции ошибок, то в проигрывателе виниловых пластинок ошибки считывания неминуемо приведут к артефактам – искажениям, перекосы тонального баланса, щелчкам или детонации звука. Поэтому все механические узлы LP проигрывателя должны изготавливаться с максимально возможной точностью, а в процессе эксплуатации проигрыватель грампластинок необходимо время от времени настраивать.
Есть два основных типа картриджей - ММ (с подвижным магнитом) и MC (с подвижной катушкой). Лучшие характеристики и большая музыкальность присущи МС-головке. Однако из-за конструкции, выходной сигнал у МС-картриджа на порядок ниже, чем у ММ-картриджа (около 0.25 мВ у МС, против 5 мВ у ММ). Поэтому, при установке МС-головки требуется специальный фонокорректор. Также МС-картриджи обычно дороже ММ-картриджей. Ещё на цену картриджа влияет материал иглы и характер её заточки.
Очистка поверхности виниловой пластинки с помощью специальных салфеток способна дать лишь кратковременный результат и не может полностью устранить загрязнения звуковых дорожек. Стоит заметить, что в качественной очистке нуждаются не только бывшие в употреблении пластинки, но и новые диски, так как в их канавках может находиться микрочастицы, оставшиеся в процессе их изготовления.
Полностью очистить диск от загрязнений, причем не только поверхностных, но и находящихся на дне звуковых дорожек, способны специальные машинки для мойки винила. Как следует из названия, в них используются специальные моющие жидкости, которые эффективно растворяют и абсорбируют любые виды загрязнений, а затем удаляются с поверхности пластинок. Для удаления моющих жидкостей в этих машинках применяется вакуумный насос (работающий по принципу пылесоса), что гораздо эффективнее и безопаснее для пластинок, чем впитывающие салфетки, обычно используемые при ручной чистки.
Опытные меломаны-владельцы коллекций грампластинок рекомендуют купить мойку для винила всем, кто всерьез интересуется аналоговым звуком. Это вложение многократно окупит себя благодаря не только возросшему качеству звука очищенных от загрязнений пластинок, но и существенному продлению срока службы как самих дисков, так и звукоснимателей проигрывателей. Как правило, мойка виниловых пластинок обладает простой конструкцией и исключительно надежна в работе, поэтому при правильном использовании способна прослужить много лет. Все компании, изготавливающие эту технику, производят и полный ассортимент запасных частей и расходных материалов, которые могут потребоваться при обслуживании машин для чистки виниловых пластинок.
Предусилитель-корректор (или фонокорректор) является связующим звеном между проигрывателем винила и усилителем. Задача такого устройства – повысить сигнал иглы звукоснимателя до уровня, приемлемого для подачи на линейный вход Hi-Fi-усилителя. Кроме того, фонокорректор восстанавливает частотную характеристику сигнала до линейной в соответствии со спецификацией RIAA (Международной Ассоциации звукозаписи Америки). Это необходимая процедура, поскольку по техническим причинам звук на грампластинке приходится записывать с ослаблением баса и усилением высоких частот.
Разумеется, часть усилителей или AV-ресиверов оснащены специальным входом для проигрывателя винила, но и в таком случае применение внешнего устройства соответствующего класса позволит улучшить качество звучания системы.
Как правило, все фонокорректоры ориентированы на работу с MM-картриджами (с подвижным магнитом). Универсальные модели работают также с MC-звукоснимателями (с подвижной катушкой). MM и MC-головки различаются по целому ряду параметров, таких как выходное напряжение и импеданс, поэтому для них необходимо использовать «свою» цепь. Большинство фонокорректоров для винила представляют собой устройства типа Plug-and-Play, однако в ряде моделей предусмотрена более гибкая подстройка для точного согласования с различными головками. Как правило, речь идет о нескольких степенях усиления, сопротивления нагрузки и емкости.
Тонарм (tonearm) является одним из важнейших элементов конструкции проигрывателя виниловых дисков, от которого напрямую зависит качество звука. Задача тонарма – обеспечить точное и плавное движение звукоснимателя по дорожке виниловой пластинки, и добиться этого гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Игла головки должна считывать мельчайшие изменения в дорожке и сохранять постоянное усилие прижима, а сам тонарм не должен вносить собственных резонансов в процесс звукоизвлечения.
По типу работы наиболее распространенными являются поворотные модели, имеющие одноточечную опору на базе подшипника. Изредка встречаются и так называемые тангенциальные типы тонармов, перемещающие головку по линейной направляющей. Стандартной длиной для поворотных тонармов является 9 дюймов. Чем длиннее тонарм, тем меньше уровень его угловой ошибки, поэтому топовые проигрыватели виниловых дисков оснащаются 12-дюймовыми образцами.
Тонарм только что купленного проигрывателя, или установленный на него в случае отдельного приобретения, соединяется со звукоснимателем и нуждается в тщательной настойке. Расстояния от центра диска и от иглы до опоры тонарма должны соответствовать стандартным значениям с точностью в доли миллиметра. В этом помогут специальные регулировочные шаблоны, которые идут в штатном комплекте, либо приобретаются отдельно.
К следующему этапу настройки системы относятся установка высоты VTA, при которой картридж должен быть параллельным поверхности пластинки. Даже с помощью противовеса в конструкции на тонарме устанавливаются рекомендуемые для конкретного звукоснимателя величины прижима и антискейтинга.
Если в звукоснимателе для проигрывателя виниловых дисков предусмотрена возможность замены иглы, это позволяет существенно сэкономить на обслуживании такого устройства.
В силу конструктивных особенностей, принципиальной возможностью смены иглы обладают только головки с подвижным магнитом (MM-типа). Иглу для звукоснимателя обычно возникает необходимость менять в случае ее износа или поломки, а модель для замены обязательно указывается компанией-изготовителем. Дополнительная настройка тонарма, как правило, после замены не требуется, так как механические параметры штатной и сменной иглы для проигрывателя полностью совпадают. Однако некоторые меломаны меняют иглу для проигрывателя виниловых пластинок на более дорогую (предназначенную для использования в головке более высокого класса), чем штатная, и такая замена чаще всего требует перенастройки тонарма. Тем не менее, по мнению многих пользователей, подобный апгрейд позволяет улучшить качество звука недорогих звукоснимателей (и вертушек, на которых они установлены), и поэтому весьма популярен. Однако перед его выполнением необходимо убедиться в том, что выбранная игла полностью совместима с имеющимся звукоснимателем.